Разбор основных вопросов в лечении розацеа. Часть I.

Прежде всего давайте дадим определение термину розацеа. Розацеа — это хронический дерматоз, я хочу сделать акцент на слове «хронический». Почему?
  • Один из вопросов, который вы задаете: «Возможно ли выйти в стойкую ремиссию?» На мой взгляд, вопрос задан правильно, ведь здесь история похожа на акне… мы не можем вылечить, но мы можем ввести в ремиссию.
  • Как долго будет длиться ремиссия?
    К счастью, у нас сейчас в дерматологии и косметологии имеется гораздо больше методов для лечения и удержания результата, чем 10-15 и более лет назад. Во-первых, на данный момент на российском рынке много космецевтических линеек, которые отлично себя показывают в уходе за такой кожей. Во-вторых, у нас больше накопленного материала по лекарственным препаратам, и наше лечение не ограничивается назначением только геля метронидазола (*со всем уважением к данному препарату). В-третьих, в косметологической практике накоплен не малый опыт работы с аппаратами, есть ряд инъекционных методик и т.д. и т.п., а еще мы обучаем нашего пациента «полезным» привычкам, что в комплексе дает отличный результат. Поэтому сейчас наш пациент может находится в ремиссии и год, и два, и три, и более лет.
  • Розацеа относится к врожденной проблеме или приобретенной?
    Считается, что розацеа чаще поражает женщин в возрасте 30 – 50 лет, у которых имеется определенная генетическая предрасположенность к появлению эпизодического покраснения кожи лица. Однако, самой юной моей пациентке с розацеа – 17 лет, тенденция к омоложению дебюта заболевания наблюдается уже давно. Что может здесь запутать? Когда мы слышим, что имеется генетическая предрасположенность, то скорей всего думаем, что это заболевание появится в первые годы нашей жизни. А тут 30 лет кожа себя не проявляла, а потом в одно утро раз, и появилось покраснение, высыпания и т.п. Генетический фактор здесь играет огромную роль.
  • Может ли влиять образ жизни?
    Если мы обратимся к российским клиническим рекомендациям по лечению розацеа, то увидим следующие триггеры: воздействие ультрафиолета, отсутствие использования SPF, стрессы, воздействие высоких/низких температур, употребление алкоголя, экстрактивных, тонизирующих веществ и т.п. Сюда же еще относят роль бактерии Bacillus oleronius из клеща рода Demodex, которая стимулирует воспалительные процессы в коже. Кстати, при розацеа не рекомендуется применять микроскопию (сдавать соскоб) на Demodex и делать посев содержимого воспалительных элементов.

Добавлю сюда еще информацию по поводу Helicobacter pylori, источник – Американская Ассоциация Дерматологов (AAD). Для пациента они дают следующую информацию: да, H. pylori встречается у людей, страдающих розацеа, однако они не могут доказать то, что именно она вызывает развитие этого дерматоза. Многие люди, у которых нет розацеа, инфицированы H. pylori. Какой делаем вывод? Ищем у конкретного пациента триггеры и стараемся их минимизировать.
  • Требуется ли какое-то обследование при розацеа?
    Про соскоб и посев я написала, в клинических рекомендациях нет информации о том, что необходимо проводить «МРТ всей бабки», простите за сленг, но многие дерматологические заболевания любят «прогонять» на все гормоны, глисты, грибы и т.п. Максимум врач-офтальмолог при наличии поражения век для исключения офтальморозацеа, гастроэнтеролог при наличии жалоб, клиники. Гинеколог, эндокринолог – опять же при наличии жалоб, здорового человека не надо отправлять просто так.

Я понимаю, что многим эта информация может не понравится, ведь мнение, что «если с кожей что-то не в порядке, то это обязательно что-то внутри с организмом» так глубоко сидит во многих умах. Многочисленные health-коучи, нутрициологи по БАДам, интегративные врачи и т.д. рассказывают нам о несуществующих диагнозах, которые подкрепляют якобы научными статьями, которые мало имеют общего с реальной медициной/болезнями. Сложные термины, красивое описание, «решение» с использованием различных добавок, и вот уже доверие 100%.
  • Могут ли быть одновременно диагнозы акне и розацеа?
    К сожалению, могут. Лично по своей практике скажу, что не так много, но у меня есть несколько пациенток, у которых наблюдается одновременно два этих дерматоза. Как я их веду? В зависимости от того, что преобладает в клинической картине, на то в первую очередь и направлена терапия. Но могу честно сказать, что здесь мне сильно помогают аппаратные методики, например, тот же неодимовый лазер, который закрывает многие проблемы и при акне, и при розацеа.
  • Помогает ли домашний уход при розацеа?
    Какие аптечные есть уходы у нас на рынке? Есть успокаивающая серия Toleriane от La-Roche Posay, серия «Антиружер» от Avene, средства серии Sensibio от Bioderma и т.д. Здесь необходимо понимать, что космецевтика работает не вместо лекарственных препаратов, а вместе с ними. Кремы, сыворотки, молочко и т.п. предназначены для ухода за чувствительной кожей. Средства улучшают переносимость терапии и внешний вид кожи, поддерживает ремиссию, предупреждают развитие симптомов, но они не являются лечением. Лечение – это лекарственные препараты, как наружные формы, так и для системного приема.

Уточню кое-какой нюанс: у некоторых пациенток хоть и имеется диагноз розацеа, кожа имеет склонность к жирности, что мешает использовать вышеуказанные уходы. Почему? Потому они направлены на увлажнение кожи, жирная кожа при этом начинает «забиваться», могут появиться очаги высыпаний. В данном случае лучше совместно с врачом-дерматологом, косметологом подбирать комбинированный уход.
  • Помогает ли крем Солантра при эритематозной форме розацеа?
    В основе крема Солантра находится ивермектин. При розацеа считается, что его основное действие направлено на подавление воспалительных процессов в коже за счет подавления выработки провоспалительных цитокинов и гибели клеща рода Demodex. Основное показание для этого средства: папуло-пустулезная форма розацеа, т.е. когда имеются воспалительные элементы. Лично в своей практике эритематозную форму розацеа я беру на неодимовый лазер (Fotona), потому как достаточно быстро получаю эффект побледнения лица. В качестве лекарственной терапии я даю гель на основе бримонидина, который является вазоконстриктором (вызывает сужение сосудов). У этого геля как раз показание эритематозная форма розацеа.
Я понимаю, что в статье указала наименования действующих веществ, но убедительная просьба не бежать в аптеку и не назначать себе самостоятельно эти препараты. Они должны применяться под контролем врача, препараты сложные, могут дать обострение процесса. Надеюсь на вашу, как сейчас говорят, осознанность.

Сюда же допишу, что эти препараты дают отличные результаты при одновременном их применении в сочетании с аппаратными методиками, например, в сочетании с IPL/BBL или лазерами.
В завершении этой части отвечу на еще один вопрос: какое лечение/методы самые действенные?

Мне, конечно, хотелось бы иметь таблетку или аппарат, который бы по щелчку пальцев дал бы положительный результат, но… Но у каждого пациента свой ответ на те или иные комбинации. Да, есть препараты, которые обладают высоким уровнем доказательности, есть официальные рекомендации по аппаратным методикам, но, во-первых, у конкретного пациента можем не получить такой эффект, поэтому мы идем от препаратов первой линии, к препаратам – третьей, а, во-вторых, надо понимать, что за аппаратом стоит человек, там нет кнопки «сделать хорошо». У двух разных людей один и тот же режим может дать разные результаты: у одного - хорошо, у другого - никак, но это же не значит, что методика плохая.

На остальные вопросы отвечу в следующей части.
Очный прием в К+31 Петровские Ворота
г. Москва, 1-й Колобовский переулок, д. 4
Записаться можно на очный, либо на онлайн прием.

Для этого необходимо нажать на голубую кнопку в правой нижней части экрана телефона/монитора.

Либо перейти по ссылке https://taplink.cc/dr.sukhanova